Психологическая служба
Социально-психологическая служба школы — веление времени
Глубина и масштабность кризисных явлений в обществе особенно ярко
проявляются по отношению к подрастающему поколению, поскольку именно оно
является наименее социально защищенной и наименее адаптированной
к жизни в новых условиях его частью.
В этой ситуации меняется роль службы психологического сопровождения
образования, которая в течение вот уже двух десятилетий, сама являясь
образовательной инновацией для образовательной практики, стала
ее необходимым компонентом.
Стоит отметить, что, несмотря на все сложности организации и развития психологической-службы,
она действительно доказала, что способна решать множество сложнейших
проблем. Среди них и сопровождение в образовательном процессе детей
с трудностями в обучении, с девиантным поведением, одаренных детей, детей-сирот, и повышение психологической компетентности педагогов, и минимизация традиционных «школьных факторов риска».
Сегодня же, когда образование переживает процесс модернизации в условиях перехода на 12-летнее
обучение, потребность в психологическом обеспечении должна усиливаться,
а сама психологическая служба — заново определять свою роль и место,
адекватные ситуации и имеющимся ресурсам.
Конечно, сегодня уже не оспаривается тот факт, что деятельность
школьного психолога должна опираться на определенную систему научных
представлений о психике ребенка, особенностях его учебной деятельности
и развития, путях и методах организации помощи и т. д. Однако этого уже явно недостаточно.
Школьного психолога необходимо оснастить системой научных
теоретических представлений о целях и задачах его практической
деятельности, иначе говоря — теорией практики. Такая теория, будучи сама
результатом научного осмысления практического опыта, должна помочь
психологам ответить на три взаимосвязанных важных вопроса: зачем? что?
и как?
Зачем нужен психолог в школе? Какие цели и задачи профессиональной
деятельности он перед собой ставит? Отвечая на эти вопросы, теория
школьной психологической практики позволит определить место психолога
в целостной учебно-воспитательной системе, задать цели и ценности его профессиональной деятельности, позицию по отношению к школьникам, их родителям и педагогам.
Чем именно наполняет психолог свою ежедневную работу в свете
поставленных целей и задач, что положено в содержание его деятельности?
В ответе на этот вопрос будут содержаться основные направления
деятельности психолога со школьниками, педагогами, родителями
и их конкретное наполнение.
И, наконец, как психолог осуществляет свою деятельность? Теория
поможет определиться как с выбором конкретных технологий, методов
диагностической, консультативной, коррекционной и других форм работы,
так и с подходом к организации деятельности. Итак, в целом теория
практики нужна для того, чтобы на ее основе можно было построить
и реализовать целостную модель деятельности школьного психолога,
в которой органично увязывались бы цели и конкретные виды ежедневной
работы, задачи и выбранные методы, содержание и организационные формы.
Социально-психологическая служба осуществляет свою
деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими,
с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам
несовершеннолетних, представителями общественных организаций,
оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии-детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
Основные цели службы: содействие формированию подрастающего
поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни
на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей
и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития,
определение психологических причин нарушения личности и интеллекта,
профилактика подобных нарушений.
Одной из основных целей социально-психологической службы
образования является обеспечение психического и психологического
здоровья учащихся. Основу психического здоровья составляет полноценное
психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота
о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру
ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам,
способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым,
к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям,
к жизни как таковой.
Главная цель социально-психологической-службы образования — психологическое-здоровье
детей — связана прежде всего с перспективным направлением
ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное
психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть
реализована только тогда, когда служба обеспечивает преемственность
психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы
с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений
взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих
с детьми другого возраста.
Основные задачи социально-психологической службы образования:
- реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
- развитие индивидуальных особенностей детей — интересов,
способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных
планов и др.;
- создание благоприятного для развития ребенка психологического
климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется
прежде всего организацией продуктивного общения детей с взрослыми
и сверстниками;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических
условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного
периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза
возможностей развития индивидуальности.
Поэтому деятельность социально-психологической службы образования и направлена создание психолого-педагогических
условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный
комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно,
психолог создает необходимые условия вместе с учителями и родителями
учащихся.
Таким образом, сегодня социально-психологическая служба
является необходимым компонентом системы образования, обеспечивающим
развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала
общества.
Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное
понимание психологом и педагогическими работниками существа
их профессионального взаимодействия в единой системе образования
и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе
к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
10 февраля в Астане Комитетом Министерства образования и науки
проводится Международная конференция под эгидой ЮНИСЕФ на тему:
«Перспективы развития социально-психологической службы в контексте взаимодействия государственных органов по профилактике аутодеструктивного поведения среди детей и молодежи».
На конференции будет дан старт работе социально-психологических
служб и определены механизмы межведомственного взаимодействия
государственных органов и повышения квалификации практических
работников, занимающихся вопросами профилактики аутодеструктивного
поведения среди детей и молодежи, направления работы социально-психологических служб по реализации важнейших задач, стоящих перед ними.
Владимир Литвиненко — директор департамента по защите прав детей Северо-Казахстанской области
Северо-Казахстанская областная газета «Молодежная — Жастар» № 2 от 26.01.2012 г.
|